Жизнь оленеводов Кольского полуострова

12.08.2018

На протяжении более семидесяти лет, до девяностых годов прошлого века, Кольский полуостров был закрыт для иностранных исследователей. Однако в 1920-х и 1960-х годах российские этнологи заинтересовались культурой коренных народов и опубликовали монографии. Целью исследования было изучение экологических и социально-экономических изменений, произошедших в период советского господства и жизнь оленеводов Арктики.

Право коренных народов на землю

Когда в начале исследования СССР рухнул, и общество и его функционирование были либерализованы, у исследовательской группы была такая возможность, которой, вероятно, не было до тех пор. Новая политическая ситуация и очень быстрое открытие страны позволили провести обзор основных традиционных культурных структур и изменений, которые повлияли на них. С открытием стало очевидно, что традиционные поведенческие коды и ценности, ранее скрытые, были сохранены. Одна из гипотез, на которых основывалось исследование, заключалась в том, что система жизнеобеспечения, основанная на оленеводстве, рыболовстве, охоте и сборе, имела первостепенное значение для обеспечения идентичности и выживания этих групп. Иностранное присутствие, которое доминировало в них на протяжении многих веков, само по себе не представляло реальной угрозы для будущего. Только в последние десятилетия, как в северной части Евразии, так и в других северных регионах, небо начало очерняться над головами коренных народов. Одна из основных проблем Кольского полуострова, а также всей арктической зоны, касалась права коренных народов владеть землей на традиционных землях и, в частности, их правом выражать себя в политике использования земли.

Оленеводство стало основным видом деятельности

По мере продвижения полевой работы вопросы сохранения, модификации и исчезновения традиционной этнической идентичности среди разных популяций оленеводства приобретают все большее значение. С точки зрения метода преобладала динамическая модель теории человеческой экологии: она позволила проанализировать материальные, нематериальные и социальные элементы этнической принадлежности в каждой группе, отношения между этими элементами и, наконец, сравнение групп друг с другом. В рамках советской организации производства естественная деятельность претерпела сложный процесс мутации. Традиционный образ жизни саамов, основанный главным образом на промысловой деятельности, промысловые периоды определяли движения и ограничивали разведение оленей в небольших масштабах. В 1920-х и 1930-х годах создание колхозов изменило экономическую структуру, а оленеводство стало основной экономической деятельностью. Коми и ненцы, которые поселились на полуострове, затем начали крупномасштабное кочевое племенное хозяйство, которое легко трансформировалось в продуктивную деятельность. Саамские общины также должны были адаптироваться к этой новой экономической структуре, чуждой их традиционному способу существования.

12.01.2012
Визит Юрия Гагарина Десятого декабря состоялся один из последних визитов Юрия Гагарина ...